Лебедева О.В.
|
|
Мода относится к числу наиболее распространенных явлений во всех аспектах человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем, подразумевая наличие моды, исследователи практически не изучали ее как феномен культуры, хотя значение ее велико в силу чрезвычайно широкого круга воздействия. Именно по наличию моды в первоначальном варианте избирается та или иная деятельность, будущая специальность, престижный район, предметы быта и обихода, коммуникативные связи и целый спектр позиций, которые определяют положение человека в обществе. Помимо воздействия моды на видовой выбор деятельности, в которых она присутствует как закрепляющий цементирующий аспект, есть целый ряд таких направлений, которые сами по себе относятся или должны относиться к разряду модных. Одним из таких направлений является читательская мода как явление в культурной жизни общества. Термин «мода» (французского происхождения) ныне трактуется как периодически возникающее и повторяющееся, частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием многих социальных факторов (экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных, этических). Мода – феномен социальный. Сфера ее действия не ограничивается одеждой, где права моды общепризнанны, а распространяется на производство и политику, искусство и науку, социальную психологию и идеологию. Следовательно, мода является обязательным компонентом любой успешной деятельности, в результате чего ее можно отнести к разряду феноменов культурной жизни. Читательская мода, как и мода в целом, может отличаться определенной стабильностью на протяжении длительного времени, в то же время она меняется в периоды социальных изменений. Читательская мода по-разному воздействует на личность: такое воздействие зависит от возрастных, социальных, психологических и других особенностей человека. Феномен читательской моды обусловлен социально-экономическими, культурными и политическими условиями развития общества, и во многом определяется степенью развития информационных потребностей индивида и общества в целом. Для сегодняшней жизни с ее перегрузками, интенсификацией контактов, перестройкой системы ценностей, возрастающей информатизацией общества и другими фундаментальными изменениями особое значение приобретает изучение потребностей и возможностей, которыми располагает человек для самореализации. Читательская мода оказывает влияние на деятельность многих общественных институтов, связанных с документами: библиотеки, издательства, книжную торговлю и т. д. Наиболее сильно читательская мода влияет на книгоиздание. Так, анализируя рейтинги продаж, можно сделать выводы, что в конце XX в. самые популярные российские книги – Т. Поляковой, А. Марининой, Б. Акунина; самые популярные зарубежные – произведения С. Шелдона, Р. Роджерса; среди не художественных книг – «Борис Ельцин. Президентский марафон», «Оксана Пушкина. Женский взгляд Оксаны Пушкиной», воспоминания Фаины Раневской. Следовательно, ныне самые модные книги в России – книги любовного, детективного и мемуарного жанра. Проблема изучения чтения и читательской моды очень важна и для библиотек (например, в комплектовании фондов). Одни издания, приобретаемые библиотеками, позднее включают в ядро фонда, другие популярны лишь короткий промежуток времени. Поэтому библиотеки должны учитывать данные тенденции. Феномен популярности определенных документов или их авторов отражается и на вторично-документальном уровне при создании разнообразной библиографической продукции. Именно поэтому читательскую моду следует использовать для развития эстетического вкуса. Читательская мода влияет на информационную, библиотечную, издательскую, книготорговую, культурную политику. В феномене читательской моды заложены причины популярности тех или иных документов, а прогнозирование данного процесса позволит более четко реализовать культурную и информационную политику государства на федеральном и региональном уровне. |